Паруса и оснастка на любительских судах обычно изготовляются самими
любителями. Каждый парус подымают на мачту снастью, называемой фалом.
Для управления парусом служит снасть шкот, которой регулируют положение
паруса относительно ветра. Паруса четырехугольной формы растягиваются с
помощью распорки-шпринта или рейки.
На рис. 143 показаны три типа парусов, наиболее удобных для любительских
моторно-парусных лодок и шлюпок. Наиболее простым является треугольный
грот - бермудский грот (рис. 143, а), за ним следует шпринтовый (рис.
143, б). Постановка и уборка обоих очень проста: отдача фала или
выдергивание нижнего конца шпринта из стропки. Несколько сложнее
устройство люгeрного паруса (рис. 143, в), хотя он также стоит всего
лишь на одном фале. Требуется только несколько больше силы, чтобы туго
вытянуть фалом переднюю шкаторину и поставить рей круто вверх. На рис.
144 показаны оснастка и паруса. Края паруса называются шкаторинами:
верхней, нижней, передней и задней. Парус обшивают по шкаторинам
лик-тросом - тонкой веревкой, предварительно хорошо вытянутой. На углах
делают для крепления снастей кренгельсы - очки из того же лик-троса.
Рис. 143. Типы парусов
Мачта делается из прямой чистой ели диаметром внизу около 10 см.
Лучше брать" ствол молодой елки, чем доску. На мачте нельзя делать
круговых канавок и вырезов для снастей, а нужно набивать заплечики,
которые не дают снасти соскальзывать по мачте. Мачту вставляют в гнездо
в сиденье после того, как найдут ей место по длине судна. Еще лучше,
если ее вставлять в вырез с кормовой стороны сиденья, а не в гнездо.
Тогда со стороны выреза мачту замыкают откидной наметкой, привинченной к
сидень^о. Нижний конец мачты - шпор - обделывают квадратом и вставляют в
соответствующее гнездо - степс, прочно укрепленное на кильсоне судна.
. К верхнему концу мачты - топу прикрепляют две веревки - ванты, которые
должны держать ее по сторонам. Ванты привязывают в шлюпке у бортов либо
в специальные металлические проушины, приболченные к бортам, либо
вяжутся у бортов к подлегарсу - бруску, идущему внутри судна по бортам
для поддержания сиденья. Вантины должны быть направлены к обоим бортам
немного в корму от мачты, чтобы удерживать ее от наклона вперед. Мачта
должна стоять отвесно, но при подборе ее места относительно ЦБС может
возникнуть необходимость отрегулировать положение небольшим наклоном
мачты в нос или в корму. Поэтому степс крепят окончательно только после
окончания подгонки.
Шпринт (рис. 144,6) представляет собой ровный гибкий еловый шест, на
обоих концах которого нарезаны заплечики, чтобы вставлять их в стропку
на мачте и в задний верхний кренгельс на парусе. Длина его должна быть
такой, чтобы шпринт слегка изгибался, распирая парус. Когда у носового
угла паруса появляются морщинки по диагонали, это показывает
правильность распора.
Реек люгерного паруса (рис. 144, а) - это еловый шест примерно на 40%
тоньше мачты. К концам - нокам - он утоньшается. Самое толстое место
рейка у его передней трети. Около этого места крепится фал. Парус к
рейку пришнуровывают или привязывают у ноков и в середине в нескольких
местах. Для этого в верхней шкаторине паруса делают отверстия - люверсы
и прочно обшивают их края.
Для улучшения работы паруса его нижнюю шкаторину можно растянуть на
горизонтальном рейке, закрепленном вертлюжно у мачты. Такой реек
называется гиком, и шкот крепится к нему.