Правила расхождения парусного судна с другими судами
1. Любительское судно под парусом не должно препятствовать движению
транспортных судов на водных путях: пересекать фарватер, делать повороты
или остановки в опасной близости к ним.
2. При встрече на пересекающихся курсах двух судов, идущих под парусами
без помощи мотора, соблюдаются следующие международные правила (рис.
142):
а) судно, идущее полным ветром, уступает дорогу судну, идущему круто к
ветру;
б) судно, идущее круто к ветру левым галсом, уступает дорогу судну,
идущему круто к ветру правым галсом;
в) когда оба судна идут полным ветром, но разными галсами, то судно,
идущее левым галсом, должно уступать дорогу cv-дну, идущему правым
галсом;
г) когда оба судна идут полным ветром итем же
галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну,
находящемуся под ветром;
д) судно, идущее по ветру, должно уступить дорогу другому судну.
Одновременное использование мотора и парусов выгодно только в случае
бокового ветра для судна. При крутых ветрах паруса мотору почти не
помогают.
Если при ходе мотором и парусами паруса "работают", т. е. хорошо надуты,
то это значит, что они приносят пользу. Также при повороте оверштаг при
волнении можно запускать мотор, чтобы судно выполнило маневр безотказно.
Рис. 142. Правила расхождения парусных судов
Таковы основы управления моторно-парусным судном для любителя,
овладение которыми поможет ему в дальнейшем расширить свои практические
знания, освоить специальные руководства по строительству, оснастке и
управлению яхтами и другими парусными судами.