Постановку парусов следует сообразовать с направлением ветра. Как
правило, косые паруса поднимают, поставив судно носом против ветра (<на
ветер>, <к ветру>). Прямой же парус поднимают, поставив судно по ветру.
Если ветер препятствует постановке паруса у берега, следует развернуть
судно или отойти от берега. Первым ставят грот, ослабив шкот. Когда фал
вытянут до места, обтягивают шкот и начинают править рулем, ложась на
нужный курс. После этого ставят стаксель и обтягивают его подветренный
шкот.
Грот и стаксель под действием ветра давят на соответствующую оконечность
судна. Если эти силы неравны, то судно стремится вращаться вокруг своего
ЦБС, зарыскивая или уваливаясь. При движении на прямом курсе при боковом
ветре необходимо отрегулировать натяжением шкотов оба паруса так, чтобы
судно при прямом руле шло прямо. Если сохраняется все же стремление
увалиться или зарыскнуть, но необходимо выровнять судно на курсе рулем.
Можно, однако, добиться уравновешенности действия парусов перемещением
грузов или людей вдоль шлюпки. Если нос идет под ветер, загружают нос,
если идет на ветер, загружают корму.
На ходу под парусами в шлюпке нельзя стоять. Все должны сидеть на
сиденьях наветренного борта, а при сильном ветре - на дне лицом к парусу
(т. е. с наветренной стороны). При движении под парусом
судоводитель-любитель должен поддерживать на судне дисциплину, и только
по его команде разрешается перемещаться на судне или выполнять ту или
иную работу. Снасти не должны быть разбросаны в беспорядке внутри судна,
их следует уложить в бухточки. Шкоты должны быть чисто расправлены;
грота-шкот и стаксель-шкот следует держать на руках; запрещается
завертывать их взахлест на утках.
В крайнем случае делают один-два оборота и ходовой конец держат на
руках.
Грузы, инструменты и другие вещи должны быть уложены так, чтобы при
крене судна они не могли сместиться и не препятствовали действиям с
парусами, наблюдению вперед и откачиванию воды. Фалы должны быть
завернуты так, чтобы в случае сильного шквала их можно было мгновенно
отдать.
Если судно сильно кренит ветром, то при ветре с борта или с носа следует
потравить шкоты, а затем <привести к ветру>, для чего рулем поставить
судно почти против ветра, раздернув стаксель-шкоты. При ходе с попутным
ветром <приводить к ветру> при сильном шквале опасно, поэтому лучше
убрать грот и продолжать движение под стакселем. При ходе в бейдевинд
полезно несколько загрузить нос, при этом судно лучше слушает руля и
парусов. Если нужно держать круче к ветру, то следует подобрать
грота-шкот и несколько потравить стаксель-шкот. Однако нельзя при этом
допускать, чтобы паруса <полоскали> (хлопали) по ветру.
Как уже было сказано, угол между ветром и ДП должен делиться парусом
пополам. Поставив судно на курс и расположив соответственно парус,
следует затем слегка подобрать грота-шкот так, чтобы передняя шкаторина
его начала мелко дрожать. Это значит, что парус работает хорошо.
Чрезмерное выбирание шкота только валит судно, убавляя ход и увеличивая
дрейф (снос под ветер). Чем круче к ветру идет судно, тем ход меньше, а
дрейф больше. При ходев бакштаг дрейфа
практически нет, а па фордевинде он отсутствует совершенно.
Управление рулем на фордевинде самое трудное. Судно стремится
развернуться бортом к ветру, причем оно может броситься на любой галс.
Парус стоит поперек судна и его наружная шкаторина все время рискует
быть отдутой с подветра, т. е. с носа, когда ветер после порыва спадает.
Тогда парус может стремительно переброситься с одного борта па другой с
резким ударом, могут быть порваны ванты, шкот или опрокинуто судно..
Поэтому, идя на фордевинд, следует загрузить больше корму, а во
избежание перебрасывания грота на другой галс полезно тонким шестом
(багром, веслом) распереть шкотовый угол паруса. Для этого тонкий конец
шеста вставляют в шкотовый кренгельс паруса, а толстый упирают во
что-нибудь внутри судна - в борт, кильсон. У распорного шеста должен
сидеть человек и придерживать его руками.
Если все же парус бросился на другой борт, то следует руками как можно
быстрее подобрать слабину шкота, а телом нажать на румпель и вывести
судно на курс бакштаг того галса, на который бросился парус. Иначе
переброс может повториться. Это означает, что если, например, парус
стоял на левый галс (был вывален на правый борт) и его бросило на правый
галс, то при переходе паруса на левый борт следует привести судно в
п0лный бакштаг правого галса (взять правее) и так править.
Если при ходе на фордевинд при крепком ветре волнение начинает заливать
судно с кормы, а изменить курс почему-либо невозможно, то нельзя
загружать корму для улучшения управляемости; вместо этого нужно
выпустить с кормы на прочном конце длиной 5-8 м драгу (волокушу). Драгой
может служить обвязанная прочная корзинка, загруженная так, чтобы она
едва плавала, а также связка любых предметов, имеющих минимальную
плавучесть и оказывающих значительное сопротивление. На неглубоком месте
можно спустить с кормы небольшую гладкую балластину, волочащуюся по
грунту за судном.
Прямой парус, как уже было сказано, непригоден для лавирования, но может
все же работать и при боковых ветрах. По общим правилам оттяжками и
шкотами его поворачивают в требуемое положение и рулем удерживают судно
па нужном курсе или возможно ближе к нему. В этих случаях наветренные
шкот и оттяжку реи заносят вперед, а подветрдшые - на корму.