Под парусами для перемены галса делаются повороты двух видов: поворот
оверштаг делают, приводя судно к ветру и переходя носом через линию
ветра; поворот через фордевинд делают, уваливая нос судна под ветер и
переходя линию ветра кормой.
Поворот оверштаг (рис. 140) удобнее и безопаснее, чем через фордевинд,
так как судно не разгоняется, а наоборот, почти останавливается, проходя
носом линию ветра. Перед поворотом подают команду: "К повороту оверштаг
готовиться", берут несколько полнее, чтобы увеличить ход, затем
подбирают грота-шкот, кладут руль на ветер и травят стаксель-шкот. Судно
пойдет носом к ветру, стаксель заполощет. В момент, когда судно стало
носом на ветер и заполоскал грот, полезно снова подобрать стаксель-шкот,
чтобы он помог перевалить через линию ветра, для этого командуют:
"Стаксель на ветер". Затем травят грота-шкот, переводят шкотами стаксель
на новый галс, командуя: "Стаксель на правый (или левый) борт", и дают
судну под его действием увалиться под ветер на новом галсе, после чего
выбирают грота-шкот и ложатся на нужный курс.
Рис. 140. Поворот оверштаг
Рис. 141. Поворот через фордевинд
Для облегчения поворота оверштаг полезно перед его началом пересадить
одного-двух человек в нос. Может случиться, что судно, придя носом к
ветру, остановится и пойдет задним ходом. За этим надо следить и сразу
же переложить руль. Тогда на заднем ходу рулем можно развернуть ко^у в
нужном направлении и поворот удастся. Если же поворот совсем не удался,
то следует быстрее лечь на прежний галс и повторить маневр.
Поворот через фордевинд (рис. 141) делается тогда, когда это требуется
по форме фарватера или когда благоприятствуют погода и местность. Этот
поворот требует простора, так как судно получает большой ход. Для
поворота через фордевинд, после предупредительной команды, начинают
уваливаться под ветер, постепенно потравливая грота-шкот. Придя в
бакштаг, кладут постепенно руль еще больше под ветер, одновременно
быстро выбирают грота-шкот, чтобы при перебрасывании паруса он был
выбран, а парус вытянут посреди судна. Тогда переход грота на другой
борт произойдет без рывка. Судно перейдет кормой линию ветра, паруса
перейдут на другой галс и "заберут" ветер. Стаксель-шкот травят, чтобы
он не препятствовал судну идти носом к ветру. Как только судно пришло
на" новый галс, грота-шкотом и рулем приводятся на требуемый курс и
правят им, подобрав соответственно шкоты стакселя и грота.
При сильном ветре поворот через фордевинд делают, убрав грот или
прихватив его к мачте.
При свежей погоде рекомендуется поворачивать оверштаг, даже если судну
требуется лечь с бакштага одного галса в бакштаг другого.