В зависимости от направления ветра относительно ДП и борта судна
приняты следующие термины правил управления судна под парусами.
Борт, обращенный к ветру, называется наветренным. Борт, обращенный от
ветра, называется подветренным. Ход с ветром, дующим в правый борт,
называют правым галсом, в левый борт - левым галсом. Прямой отрезок пути
под парусами называется галсом.
Двигаться к наветренной цели, расположенной в стороне, откуда дует
ветер, значит подыматься; двигаться к подветренной цели - спускаться;
парусное судно не может идти прямо против ветра, оно
должно идти зигзагами, ложась то на правый, то на левый галс. Такое
движение называется лавировкой.
Ветер, дующий с носовых курсовых углов в секторе 0-85°, называется
бейдевинд; говорят: "Судно идет в бейдевинд" (правого или левого галса).
Ветер, дующий в борт (85-95°), называется галфвинд; говорят: "Судно идет
в галфвинд или в полветра" (правого или левого галса). Ветер, дующий с
кормовых курсовых углов (95-170°), называется бакштаг; говорят: "Судно
идет в бакштаг" (правого или левого галса). Ветер, дующий прямо в корму
(175° левый борт- 175° правый борт), называется фордевинд; говорят: "Судно
идет на фордевинд". Галс при этом -не отмечается. Чем больше становится
угол между направлением ветра и ДП, тем ветер делается "полнее", чем
меньше, тем ветер и курс "круче".