|
||||
Пособие судоводителю - любителю, судовая практика, волнообразование движущихся судов, управление катером и маневры, спасательное и сигнальное дело |
||||
11.09.2015 21:04 |
Управление и маневрирование катером в различных условиях |
Дата создания сайта: 25/08/2007 |
||
Общие сведенья о маломерных судах, правовые положения Полезные советы
|
Использование паруса В практике управления маломерными моторными судами на море и реке
известно много примеров, когда даже самый примитивный парус, сделанный
из имеющихся на судне "подручных" средств, позволял небольшому
самоходному судну, потерявшему возможность самостоятельно передвигаться,
успешно окончить плавание без посторонней помощи.
Рис. 137. Силы, действующие на парус и судно при ветре носовых углов
Рис. 138. Силы, действующие на парус и судно при ветре с кормовых углов Если судно имеет сильно развитые продольные плоскости под водой (борта, угловатые скулы, киль, руль), то смещение судна в бок незначительно. Если же судно плоскодонное, незагруженное и широкое, то его БС ничтожно и дрейф велик. Поэтому суда первого рода, например, яхты или килевые шлюпки, способны двигаться вперед под углом до 40-30° к направлению ветра, считая от носа, а плоскодонные катера и лодки только при ветре с кормы, т. е. под углами ветра не менее 120° к диаметральной плоскости. Наивыгоднейшее положение паруса при любом направлении ветра такое, при котором плоскость паруса делит пополам угол между ДП и ветром (см. рис..137, а, 138, а). Практически парус следует ставить так, чтобы угол 1 был немного меньше угла 7.
Рис. 139. Положение центра парусности относительно центра бокового сопротивления Если ЦП по вертикали совпадает с ЦБС, то судно движется вперед без
помощи руля. Однако на ходу ЦБС несколько смещается в нос или в корму, и
поэтому судно на ходу будет всегда уклоняться от курса носом на ветер
или под ветер. Обычно считается, что парусное судно под действием шквала
или без управления рулем должно само под действием паруса "зарыскнуть"
или "прийти к ветру", т. е. повернуть носом против него. Тогда само
собой прекратится кренящее действие ветра. Поэтому мачту и парус на
судне размещают так, чтобы ЦП был всегда несколько в корму (по
вертикали) от ЦБС Этого достигают при расчете
на чертеже или же опытным путем на воде (см. рис. 139).
Ознакомится с рекомендациями по мойке днищ катеров и яхт
|
|
||
Читайте также: Водный транспорт в России Управление судном и его техническая эксплуатация от А до Я Управление судном, лоция, правила плавания |
||||
|
||||
|