Катера швартуются для стоянки, длительной или короткой, на время
отдыха экипажа, с целью переждать шторм, для высад-ки и посадки людей,
забора топлива и продовольствия, ликвидации неисправностей и последствий
аварий, а также в других случаях. Лучшим местом для стоянки катера
является место, где он может, особенно во время волнения, безопасно
отшвартоваться вдали от фарватера и проходящих судов. Место швартовки
должно быть достаточно глубоким, с учетом колебания горизонта воды.
Стоянка катера, где бы она ни была произведена, должна быть безопасной и
спокойной.
Швартовка катеров осуществляется при помощи тросов к причалам и
мостикам, непосредственно к берегу, пирсам, набережным и к сходам с них,
к борту другого судна.
Рис. 117. Швартовные устройства: а -
обыкновенный кнехт; б, в - крестовые кнехты; г, д, е - киповые планки;
ж- кранец мягкий
Для обеспечения швартовки катера служат швартовное устройство и
швартовные тросы - швартовы. К швартовному устройству относятся
установленные на палубе катеров различного рода кнехты или утки,
служащие для закрепления швартовов (рис. 117). Кнехты иногда делают
крестовыми, чтобы не соскальзывали шлаги.
На носовой части катера может быть установлен только один (лучше
двойной) крестовой кнехт, расположенный в диаметральной плоскости судна.
Этот же кнехт служит для закрепления буксирного троса и дректова. В
кормовой части должно быть по одной паре кнехтов с каждой стороны. В
местах постановки всех кнехтов палуба катера должна быть усилена -
сделана более прочной. На бортах катеров, около рабочего места
судоводителя, должны быть установлены на каждом из бортов средние
кнехты. Для шлюзующихся судов средние кнехты обязательны. Кнехты не
рекомендуется заменять мелкими утками без усиления места постановки.
Все узлы и детали швартовного устройства (кнехты, битинги, утки и др.)
должны быть надежно скреплены с набором корпуса. Слабина крепления
(качание) не допускается.
В фальшбортах, около кнехтов, делаются отверстия - швартовные клюзы.
Если фальшборта нет, то вместо клюзов устанавливаются киповые планки,
реже скобы или утки. Клюзы, киповые планки, скобы служат для проводки
швартовов по нужным направлениям.
Все кнехты, утки, киповые планки и т. д. должны соответствовать
диаметрам тросов.
Швартовные тросы могут быть растительными, синтетическими и стальными.
На маломерных судах лучше применять растительные и синтетические
швартовные тросы. Работа со швартовными тросами должна производиться без
излишней суеты, но быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем,
чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса.
Следует знать значение терминов <травить> и <выбирать>. Ослабление
швартовного троса называется травлением его, а подтягивание троса или
набивание его - выбиранием.
При "швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие
приспособления с достаточным количеством шлагов так, чтобы в месте
закладки трос противодействовал усилиям, которые могут быть приложены к
нему извне. При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно
сил для удержания или перебирания троса руками. Производится ли
травление или выбирание троса или он уже закреплен при окончании
швартовки нужно всегда быть готовым мгновенно отдать или стравить
швартовный трос, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот,
набросить шлаг для предотвращения стравливания троса. Все это
достигается практикой.
Во время швартовки катера борта его надо предохранять от ударов о причал
или о корпус другого судна, для чего с бортов катера выбрасывают кранцы.
Кранцы могут быть мягкие и деревянные. Мягкие плетутся из тросов или
делаются из обрезков автопокрышек. Деревянный кранец делается из
короткого бревна-кругляка и вертикально подвешивается на тросе к борту
или надстройке судна. Применять деревянные кранцы на маломерных судах не
следует. Если по борту нет обносного привального бруса, деревянные
кранцы использовать нельзя, так как может быть продавлен борт или па
шлюпках поврежден буртик.
Во время движения кранцы обязательно убираются внутрь судна: они ни в
коем случае не должны свешиваться с бортов. Кранцы или концы, висящие
без нужды за бортом,признак низкой морской
культуры судоводителя.
Смягчения ударов и предохранения корпуса от повреждений можно достичь
обтягиванием борта - от форштевня до кормы - толстым растительным
тросом.
На берег или на другое судно должно быть подано такое количество
швартовов, чтобы обеспечить безопасность стоянки. Это зависит от
размеров судна, места стоянки, гидрометеорологических условий и т. д.
Швартовные тросы могут перетираться и обрываться от качаний судна во
время волнения, прибыли-убыли воды, приливов-отливов, волнообразования
от мимо идущих судов. Нестравленый трос во время убыли воды может
вызвать повисание или сильный крен судна, а при опускании от большой
убыли воды (в шлюзах) судно может опрокинуться. Нестравленый
своевременно трос во время прибыли воды вызывает задевание катера за
выступы причала и повреждение корпуса от крена и дифферента.
Сразу же по принятии решения о швартовке нужно наметить, где пристать
катеру, за что произвести швартовку (есть ли на берегу тумбы, швартовные
устройства, палы, рымы и т. д.). Если рядом с местом предполагаемой
стоянки стоят другие суда, нужно убедиться в том, что они не намерены
возобновить движения. Перед швартовкой нужно проверить швартовы и убрать
все посторонние, мешающие швартовке предметы.
Если место швартовки неизвестно и не оборудовано, то швартовку надо
делать осторожно, замедлять ход катера при приближении к берегу,
промерять глубины. Целесообразно при подходе к неизвестному месту
швартовки носом сделать незначительный дифферент на нос (например,
перемещая людей к носу). Следует избегать швартовки и стоянки около
обрывистых, крутых берегов, особенно глинистых, супесчаных и не имеющих
растительности, так как они легко деформируются и могут внезапно
обрушиться в воду. Особенно опасны оползневые участки берегов, которые
можно узнать по трещинам вдоль уреза реки и небольшим, часто
расположенным террасам или ступенькам, спускающимся к воде.
При подходе на швартовку момент остановки работы винта нужно выбирать в
зависимости от инерции судна так, чтобы судно подошло к месту швартовки
по инерции. При подходе к причалу правым бортом с обычным винтом правого
вращения нужно дождаться момента прихода к месту, а затем дать задний
ход для подтягивания кормы к причалу за счет подсасывания. При этом нос
несколько отойдет от причала (рис. 118). Задний ход гасит движение
вперед, руль ставят прямо, подают концы, и швартовка окончена. Этот
маневр позволяет подходить к причалу бортом под углом до 25° (винт
левого шага производит обратное действие).
При подходе к причалу правым бортом с винтом правого вращения необходимо
идти к месту швартовки малым ходом параллельно причалу и, не доходя до
места хотя бы на одну-две длины корпуса судна, остановить машину.
Если судно прекратит движение по инерции вперед и перестанет слушаться
руля, надо возобновить на некоторое время работу двигателя вперед. Если
судно начнет проходить место швартовки или поравняется с ним, нужно дать
ход назад, а руль положить на правый борт. Если это сделать поздно или
ясно, что это действие не принесет положительных результатов, то нужно
дать ход вперед, развернуться и снова подходить к месту швартовки.
При изменении режима работы винта правого шага с переднего на задний ход
и руле в диаметральной плоскости судна корма резко отклоняется влево
(вправо при левом шаге винта). Знание этого свойства судна необходимо в
случае неожиданной остановки или отхода назад во избежание столкновений.
Если место швартовки находится на участке с сильным течением, швартовку,
если это возможно, следует производить с подходом к месту швартовки
против течения. Например, двигаясь вниз по течению реки, катер должен
пристать к вогнутому берегу (яру) при сильном течении. Катер должен
пройти мимо места швартовки, сделать поворот назад и пристать, следуя
против течения. Поворот на обратный курс, как правило, нужно делать от
вогнутого к выпуклому берегу.
Рис. 118. Подход катера с винтом правого
вращения к причалу
Рис. 119. Подход катера к причалу при наличии
ветра
При встречном ветре подходить нужно под углом в 10-20° к причалу.
Особенно осторожно надо маневрировать катером и правильно рассчитывать
его инерцию при отвальном и прижимном ветрах (рис. 119). Если катер
сохраняет поступательное движение вперед, то, как правило, он даже при
очень сильном отвальном ветре имеет полную возможность сразу же подойти
к причалу и ошвартоваться. Для этого нужно подходить под острым углом к
причалу, пока судно не коснется его носовой частью. Нужно только
обеспечить быструю подачу и закрепление швартовов. При сильном отвальном
ветре преждевременное прекращение работы винта вызовет относ судна
ветром от места швартовки.
При прижимном ветре тихоходному катеру с небольшой осадкой и высоким
надводным бортом приставать особенно на волнении намного труднее, чем
при отвальном ветре. Швартовку на таком катере при значительном волнении
и прижимном ветре производят при помощи якоря, отданного с носа или
кормы катера, предварительно развернутого против ветра и волны.
Рис. 120. Подход моторной лодки носом к берегу
Место отдачи якоря должно соответствовать месту швартовки судна, а
длина стравливаемого дректова должна позволить подойти к причалу. После
подхода к причалу катер отшвартовывается, если его не будет бить у
стенки волной. Особенно затруднительна швартовка катера с надстройкой,
имеющей большую парусность. Если на борту такого катера находится одни
человек, совмещающий работу у штурвала и двигателя, то ему трудно, а
подчас и невозможно одновременно выполнять работы по швартовке и
управлению катером. Даже кратковременное оставление рулевым поста
управления для того, чтобы подать швартов при сильном отвальном ветре,
оканчивается неудачей, потому что катер отбрасывается ветром от причала.
Подход к судам, стоящим на якоре, лучше осуществлять с подветренной
стороны, предваритель!1в^уточнив место нахождения якоря и якорного
каната.
К берегу моторные лодки и катера подходят носом или, как говорят, носом
в берег (рис. 120). При таком подходе следует заранее выключать
двигатель, учитывая инерцию судна, так, чтобы судно легко врезалось в
песчаный грунт берега. Если катер при этом подходит к берегу в известном
месте, то можно создать дифферент на корму, тогда нос судна больше
выйдет из воды на берег.
При подходе к неизвестному участку берега необходимо проверять глубину
метрштоком, что делает возможным знать как глубину, так и характер
грунта. С небольшой лодки это делать затруднительно, но при подходе
катера это делать необходимо.
Измеряющий глубину должен знать, что в случае неожиданной остановки
судна от соприкосновения с подводным препятствием он может упасть.
При подходе к неизвестному месту необходимо иметь дифферент на нос.
После подхода к берегу нужно закрепить швартовый конец на берегу, а если
это сделать невозможно из-за отсутствия причальных устройств - тумб,
рымов или других подходящих предметов, то нужно вынести на берег якорь.
Подход носом в берег можно практиковать на слабом течении; при сильном
течении судно развернется параллельно берегу так, что корма окажется
вниз по течению. Подход к берегу при волнении выполняется с соблюдением
особых правил (см. 56).
Рис. 121. Стоянка судов
Швартовные операции могут быть самыми разнообразными и зависят от
многих факторов. Умение правильно и быстро произвести швартовку зависит
от опытности любителя и характеризует его судоводительскую выучку.
Однако при швартовке не следует подходить к причалу на большом ходу во
избежание поломки судна (в случае отказа двигателя или непредвиденных
задержек в изменении режима работы, необходимого для выполнения
маневра). Ненужное лихачество часто ведет не только к повреждению своего
судна, но и к повреждению причала, других судов, травмам и гибели людей.
От судоводителя при швартовке требуются большое внимание, смекалка и
опыт. Швартовка по шаблону недопустима, особенно для катера, обладающего
большой маневренностью. Внешние условия, в которых приходится швартовать
судно, очень разнообразны и все их невозможно заранее предусмотреть.
Швартовку следует считать оконченной, когда судоводитель проверит
закрепление швартовов на судне и на берегу, глубины под днищем, убедится
в том, что швартовка соответствует изменениям горизонта воды и что мимо
идущие и ошвартовывающиеся суда не повредят катер.
Лучшее положение для судна при длительной стоянке - общепринятая стоянка
маломерных судов в боксах. Если боксов нет, а берег пологий, то можно
судно поставить врастяжку носом в сторону берега на якоре, отданном с
кормы, и с носовым фалинем, поданным на берег, мостки или пирс.
При такой стоянке глубокосидящие части судна и винт наиболее удалены от
берега и исключается перемещение катера ветром и течением. Судно
наилучшим образом отыгрывается на волне.
Рис. 122. Стоянка судов на якоре вблизи берега
Для стоянки у глубокого берега или около причала судно можно
поставить кормой в сторону берега. Тогда постоянную стоянку можно
организовать так, как показано на рисунке (рис. 120, б). На расстоянии
свыше длины корпуса судна от причала или подходящего берега вбивается
свая, к которой крепится рым, блок, или делается желоб на свае. Трос с
носа судна подается на берег, предварительно пропускается через рым или
по желобу на свае.
Судно этим носовым движущимся тросом должно быть отведено от берега на
достаточно большое расстояние, чтобы оно корпусом или какой-либо частью
не терлось о причал. Достаточной также должна быть глубина,
гарантирующая безопасность при колебании горизонта воды от обсыхания и
ударов о грунт подводной частью и, в частности, рулем. С кормы судна на
причал нужно подать швартов и крепить его после закрепления носового
швартова, идущего через сваю также на причал.
Для длительной стоянки катер можно ставить в углу причала за носовой и
кормовой швартовов, поданный на причал (рис. 121, г).
Стоянка маломерных судов лагом используется как временная или даже
кратковременная для посадки, высадки людей на причал, на другое судно.
При необходимости стать лагом к причалу носовые и кормовые швартовы
укрепляются соответственно на причале под углом вперед и назад. При
сильном действии ветра или волнения с бортов моторных яхт подаются еще
дополнительно один-два троса. Способы крепления троса на причале (пирсе)
при постановке лагом показаны на рис. 121, а. Стоянки лагом, особенно во
время волнения, следует избегать. При стоянке лагом у причала надо
неослабно наблюдать за катером, изменением его осадки, колебанием
горизонтов воды и соответственно травить или выбирать швартовые.
Стоянка может быть организована и в том случае, когда нет специально
оборудованного причала или на акватории причала нужно разместить большее
число судов. Схемы такой постановки судов показаны на рис. 122.
Положение а обеспечивает отыгрывание судна на волне и предупреждает
удары его о берег. Металлический балласт на якорном канате (положение б)
является амортизатором для отыгрывания судна на волне и, кроме того,
приводит канат в вертикальное положение, что необходимо в местах
большого движения и скопления судов. В положение в судно приводится
способом, аналогичным показанному на рис. 122, б, т. е. движущимся
тросом, крепящимся не к свае, а к якоря.
На рис. 123 показаны способы подачи и закрепления швартовов с судна за
кнехт и рымы. Во всех случаях закрепления швартовов за береговые кнехты
и рымы обязательно предусматривать их быструю отдачу при первой
необходимости.
Мелкие деревянные, металлические и пластмассовые лодки на длительную, а
иногда и временную стоянку следует выносить достаточно далеко на берег,
чтобы прибой не мог их перевернуть и разбить. Катера и моторные лодки
рекомендуется закрывать брезентом так, чтобы вода с брезента стекала за
борт, а не в судно.
Отход катера от причала, как правило, особенной трудности не
представляет. Во всяком случае отходить от причала легче, чем подходить
к нему. При отходе от причала по готовности или в момент включения
мотора отдают швартовы и дают ход вперед. Катер постепенно набирает
скорость и отваливает. Перед отходом от причала рекомендуется
предварительно отвалить (оттолкнуть) нос судна на 20-30° от причала и
уже потом дать ход вперед. При отходе следует воздерживаться от
включения полного хода. Нужно так управлять рулем и машиной, чтобы
предупредить удар кормы о причал, или, как говорят, чтобы корма прошла
<чисто>.
Рис. 123. Крепление швартовных тросов на берегу
Отходить от причала можно и кормой, предварительно оттолкнув ее от
причала на глубокое место. Руль держат в диаметральной плоскости и дают
ход назад. Затем, отойдя от причала, дают ход вперед, а управляют рулем
для следования по нужному курсу.
Отходить при волнении на заднем ходу на судне с подвесным мотором
нельзя. При прижимном ветре, качке целесообразно поднять подвесной мотор
и отойти от берега на веслах, после чего стать на якорь на достаточной
глубине и запустить мотор.
Перед отходом от места стоянки нужно внимательно оценить обстановку,
убедиться в отсутствии движущихся судов, учесть гидрометеорологические и
другие условия.
Если катер на стоянке касается носовой частью берега, то можно дать ход
назад, отойти и сделать поворот для выхода на желаемый курс.
В морском плавании при выборе места для вытаскивания шлюпки на берег и
отдыха команды на длительное время "(для ночлега, пережидания плохой
погоды) следует избегать нешироких пляжей под крутыми берегами.
Обязательно нужно определить границы прибоя по выброшенному водой
плавнику. Если граница прибоя проходит под самым обрывом берега, то это
место для стоянки не годится и здесь оставаться нельзя, так как
прибойная волна накатывается до обрыва берега. Во всех случаях нужно
располагаться за границей прибоя. Плавник является топливом, но
разводить костры на морских побережьях запрещается.