Потребность в повороте катера на обратный курс возникает очень часто,
например, при необходимости пристать к берегу против течения, если катер
идет по течению. В речной практике поворот на угол в 180° принято
называть оборотом.
Поворот в узкости можно, произвести с помощью руля, но с учетом влияния
режима работы и стороны вращения винта. Рассмотрим подробнее пример
выполнения поворота катера в узком месте с учетом работы правого
вращения винта (рис. 124).
1) Одновременно с включением двигателя на ход вперед руль кладут на
левый борт. Корма быстро отбрасывается вправо, а нос влево.
2) Задают ход назад и кладут руль право на борт. Корма продолжает
катиться вправо, а нос влево. Катер идет назад и доходит до границ
узкости.
3) Дают ход вперед больше малого и кладут руль влево на борт. Катер на
мгновение остановится и начнет двигаться вперед. В зависимости от ширины
узкости и поворотливости катера иногда приходится повторять все сначала.
Рис. 124. Поворот катера в узкости
Чтобы правильно и безопасно произвести поворот, нужно учесть силу и
направление ветра и течения, а также проверить, нет ли вблизи каких-либо
судов или других опасностей, мешающих повороту.
Все повороты можно производить только за кормой идущих судов, но ни в
коем случае не впереди их, какими бы по величине и типу они ни были.
Перед поворотом на моторной лодке нужно убедиться, что все люди сидят
правильно. Нос моторной лодки с подвесным мотором при повороте движется
по малому радиусу, а корма описывает большой круг. Резкий поворот па
большой скорости опасен и вызывает сильный крен, поэтому перед поворотом
нужно уменьшить скорость. На реке, особенно в узких местах, при повороте
па 180° следует учитывать направление и скорость течения. На
криволинейном участке при следовании судна по течению изменять курс на
обратный нужно поворотом в сторону, где течение меньше, т. е. от
вогнутого к выпуклому берегу. Если участок реки прямолинейный, то
поворачивать надо от середины реки к одному из берегов, где течение
слабое.
ж При ходе против течения изменять курс на обратный можно поворотом от
выпуклого к вогнутому берегу, где течение сильнее, а на прямых участках
реки поворотом от берега к середине реки.
Судоводитель должен всегда помнить, как у его судна расположен центр
тяжести, а при ветре - и о центре парусности. При сильном ветре поперек
русла реки нужно поворачивать на обратный курс на ветер, чтобы катер,
особенно если он имеет большую парусность, не прижало к берегу. У судов
на подводных крыльях крылья противостоят изменению курса и крену судна,
что требует плавных поворотов с большим радиусом циркуляции. Поэтому все
повороты судов на подводных крыльях нужно стремиться предвидеть и нельзя
производить их внезапно и резко.