В неподвижной воде при отсутствии течения судно перемещается
относительно береговых предметов с действительной, истинной скоростью.
Если в данном районе есть течение, то оно непременно сносит судно с
намеченного курса в сторону или вдоль курса. В этом случае прокладку
ведут с учетом течения. Предположим, что судно идет со скоростью VT из
точки А в точку В в районе с постоянным течением по истинному курсу АВ
(рис. 45). Пока судно идет в точку В, течение снесет его в сторону и оно
в действительности окажется в точке С. Угол между северной частью
истинного меридиана и линией движения судна называют путевым углом ПУ.
Разность между путевым углом ПУ и истинным курсом судна ПК называется
углом сноса и обозначается р. Угол сноса берется со знаком плюс, если
течение слева, и со знаком минус, если течение справа. Очевидно, что
ПУ=UK+-(бетта)
Судоводителю-любителю при плавании на течении приходится решать
графически две задачи.
Задача 1. Известны ИК и (бетта), требуется найти ПУ.
Решение. От начальной точки А прокладываем линию курса и в масштабе
карты откладываем по ней расстояние АВ, проходимое судном за
определенный промежуток времени (например, за час). Из полученной точки
В в направлении течения откладываем снос течением ВС за тот же
промежуток времени. Соединив точки А и С, найдем ПУ судна.
Истинный путь, или расстояние АС, пройденное за выбранный промежуток
времени, снимаем с карты. Как правило, истинный путь АС и истинная
скорость судна при плавании на течении будут отличаться от пути по курсу
А В и от скорости относительно воды (<скорость по лагу>).
Рис. 45. Плавание судна с учетом течения
Задача 2. Известны ПУ и AD (путь течения за час), требуется найти ИК
и угол сноса р.
Решение. От линии Nu отложим ПУ, затем из точки А в направлении течения
отложим путь течения за час AD = Vт, далее радиусом, численно равным
лаговой скорости Vт из точки D засекаем линию ПУ и получаем точку С.
Соединив точки С и D, получим линию ИК, которую с помощью штурманской
линейки перенесем в точку А и найдем ИК и (бетта). Этим курсом ИК по
направлению АВ должно идти судно, чтобы попасть из точки А в точку С.
Морские течения бывают различных типов: постоянные, переменные,
дрейфовые. Данные о течениях выбираются из руководств по мореплаванию.
Плавание на течении является сложным плаванием и требует от
судоводителя-любителя систематически и возможно чаще определять место
судна в море.