Судоводитель при управлении судном обязан соблюдать условия и
правила, необходимые для обеспечения безопасности плавания судов и
перевозимых на них людей, груза и имущества. Судно во время движения не
должно создавать препятствий для движения других судов и наносить ущерб
судоходным путям, предохранительным знакам, пристаням, мостам и прочим
сооружения, встречающимся в пути следования. Судоводители обязаны
выполнять все требования представителей контрольных органов, связанные с
безопасностью плавания, и правильно вести вверенные им суда.
Движущимся гребным и моторным лодкам, спортивным яхтам, шлюпкам и
катерам категорически запрещается пересекать курс паротеплоходам,
подходить к ним и производить повороты перед ними, а также мешать
движению паротеплоходов. Катание на моторных и гребных лодках вблизи
паротеплоходов, находящихся в движении, запрещается. Все маломерные суда
должны держаться как можно дальше от паротеплоходов и обязаны
освобождать им фарватер.
Судоводители всех типов судов при прохождении на близком расстоянии от
пристаней, дноуглубительных и дноочистительных снарядов, водолазных
ботов, мимо скопления судов на рейдах или мест погрузки и разгрузки
судов, мимо лесных гаваней, запаней, причалов, переправ и в местах с
ограниченным судовым ходом обязаны заблаговременно убавлять скорость
хода и проходить мимо малым ходом, соблюдая все необходимые меры
предосторожности.
При выходе судов из дополнительных трасс, в частности, из притоков в
основную реку или на основной фарватер, трассу, они должны уступать
фарватер судам, идущим по основной трассе (фарватеру, реке). Суда,
проходящие по основной реке мимо устьев, притока и затонов, должны
держаться к противоположной кромке судового хода.
При отходе от причала, берега, другого судна, во время выполнения
маневров и при движении судно не должно пересекат;, путь другим судам,
чтобы не мешать их следованию, а повороты во избежание столкновения
должны производиться за кормой встречных и обгоняемых судов.
Во время движения отдельных судов по одному направлению между ними
должен сохраняться интервал не менее 500 м при движении сверху и 300 м
при движении снизу.
При прохождении шлюзов маломерными судами рекомендуется иметь
минимальный запас воды под днищем 10 см и по ширине с каждого борта не
менее 20 см. При плавании маломерных моторных судов по рекам запас воды
под днищем их должен быть не менее 10 см, а на каналах 15 см.