|
||||
Пособие судоводителю - любителю, судовая практика, волнообразование движущихся судов, управление катером и маневры, спасательное и сигнальное дело |
||||
11.09.2015 21:32 |
Управление и маневрирование катером в различных условиях |
Дата создания сайта: 25/08/2007 |
||
Общие сведенья о маломерных судах, правовые положения Полезные советы
|
Размеры парусов Для любительского моторного судна размеры паруса (в основном его
площадь) зависят от формы подводной части, высоты надводного борта и
остойчивости судна. Низкобортное плоскодонное судно, хотя бы и
снабженное выступающим из днища килем (не смешивать с выдвижным килем
швертбота), легко можно опрокинуть чрезмерно большим парусом. Судно с
высоким бортом и острыми обводами, но узкое, с относительно малой
шириной или достаточно широкое, но с малой осадкой также не может нести
большой парус. При всяком усилении ветра оно будет плохо управляться,
сильно крениться с риском зачерпнуть воду бортом. Такое судно требует
балласта, чтобы увеличить остойчивость и управляемость. Однако не всякий
балласт безопасен. Важно правильно подобрать его вес, состав и
расположение. Должен оставаться достаточно высокий надводный борт, когда
судно загружено полностью. Если судно случайно зачерпнет воду бортом при
шквале, то правильно подобранный балласт не должен впитывать воду,
перекатываться при <рене и мешать вычерпыванию воды из судна. Открытое
беспалубное судно с чрезмерно тяжелым балластом при заливании водой
пойдет ко дну. Твердый балласт (каменный, бетонный, металлический)
допустим только на судах, которые имеют водонепроницаемое закрытие
палубы и высокий борт. На открытых судах следует брать такое количество
твердого балласта, при котором залитое водой судно еще сохраняло бы
некоторую плавучесть. На открытых низкобортных прогулочных судах нельзя
иметь балласт и большие паруса. Есть суда, которые вообще опасно водить
под парусами,- это лодки типа ф ф а н, мелкие катера - глиссеры для
подвесного мотора, круглодонные лодки с низким бортом и им подобные.
Открытое судно с почти плоским днищем и килем (лодка, катер, шлюпка) для
применения" вспомогательных парусов должно иметь следующие соотношения
главных размерений: В : Т .... Не менее 4 - 5 В: Н .... Не менее 3 Н: Т . . . .Не менее 2 где L - длина, В - ширина, Т - осадка и Н - высота борта от киля до
планширя. Таблица 5. Парусность люгерного типа для шлюпок с нормальными размерениями
Таблица 6. Пропорции шпринтовых и бермудских парусов
Вычерчивание паруса. С помощью циркуля в принятом масштабе делают на миллиметровой бумаге засечки из концов отрезка нижней шкаторины с растворениями по величинам передней шкаторины и диагонали, получая таким образом точку переднего верхнего угла паруса. Затем делают засечку величиной задней шкаторины от шкотового угла и засечку верхней шкаторины из переднего верхнего угла, получая точку нокового угла. Площадь паруса (рис. 146) определяется по правилам плоской геометрии
делением трапеции на два треугольника (площадь треугольника равна
половине произведения основания на высоту). a/C1/C2=S1/S2 и b/C1/C2=S1/S откуда a=S2*C1*C2/S или b=S1C1C2/S где S1 - площадь первого треугольника по расчету; S2 - площадь второго треугольника по расчету; S - площадь паруса в квадратных метрах; С1С2- расстояние между центрами площадей S1 и S2 (измеряются на чертеже); а - искомое расстояние от центра С1 до общего ЦП в - искомое расстояние от центра С2 до общего ЦП. Несмотря на то, что треугольный парус значительно выше трапециевидного, его ЦП находится приблизительно па той же высоте, что и у последнего, а иногда и ниже. По своим аэродинамическим свойствам треугольный парус лучше других и позволяет идти значительно круче к ветру. Единственный его недостаток - необходимость в очень высокой мачте.
Рис. 146. Определение площади паруса
Ознакомится с рекомендациями по мойке днищ катеров и яхт
|
|
||
Читайте также: Водный транспорт в России Управление судном и его техническая эксплуатация от А до Я Управление судном, лоция, правила плавания |
||||
|
||||
|