Для маломерного судна наиболее выгодным путем движения в изгибе
судоходной реки следует считать движение ближе к выпуклому берегу в
пределах судового хода, обставленного знаками ограждения. Это положение
резко отличается от рекомендации транспортным паротеплоходам, которые
ввиду большой осадки обычно стремятся идти по самым большим глубинам в
реке. Их путь лежит по стрежню, проходящему по большим глубинам па
поворотах русла около вогнутого берега, а на прямых участках -
посередине. Фарватер транспортных судов таким образом совпадает обычно
со стрежнем.
Движение маломерного судна вдоль выпуклых берегов уменьшит возможность
попадания под раскат встречных и обгоняемых буксирных караванов (рис.
111), толкаемых составов и одиночных больших транспортных судов, а при
плавании по незнакомой реке предупреждает попадание катеров в суводи.
Например, катер следует вниз по течению (рис. 112, а). Навстречу ему
против течения из-за изгиба выпуклого берега выходит буксировщик с
баржами. Вследствие фольшой скорости катер подходит к месту расхождения
в два-три раза быстрее, чем буксировщик.
Рис. 111. Раскат буксируемых барж и путь
маломерного судна при расхождении
При расхождении правыми бортами (рис. 112, б) состав на
изгибе получит раскат в сторону вогнутого берега, а последняя баржа,
раскатываясь, подходит к вогнутому берегу. Катер, уклоняясь влево от
раскатившихся барж, также подходит к вогнутому берегу и только тогда
обнаруживается, что последняя баржа закрывает катеру дальнейший ход
вперед. Раньше, огибая состав, водитель катера этого видеть
не мог, задним ходом катер отойти не может, поворот для следования на
обратный курс сделать невозможно. Баржа может навалиться на катер.
Следовательно, этот вариант расхождения применять нельзя.
Расходиться нужно левыми бортами, следуя вдоль выпуклого
берега (рис. 112, в). Расхождение левыми бортами требуется и Правилами
плавания ( 70, п. 3).
При сильном ветре по направлению на выпуклый берег маломерное судно,
идущее или стоящее у выпуклого берега, не будет зажато навалившимися на
этот берег транспортными судами, так как осадка у транспортных судов
больше, чем у маломерного.
При переходе от выпуклого к выпуклому берегу нет необходимости все время
держать курс точно по прямой. При выборе курса нужно учитывать
обстановку: есть ли встречные и обгоняемые суда, насколько сильное
течение и т. д. Не следует переходить к другому берегу над гребнем
переката, где течение на стрежне особенно сильное. При проходе около
выпуклого берега сектор обзора реки уменьшается и возможна неожиданная
встреча с идущим навстречу судном. Поэтому судоводитель особенно на
узких шлюзованных реках должен быть всегда готов к внезапному появлению
встречного судна или состава, к расхождению с ними и уменьшению скорости
хода.
Рис. 112. Расхождение состава и катера при
встрече
Не следует мешать движению больших судов, нужно держаться дальше от
них и не пересекать на курс. Это необходимо для того, чтобы избежать
подсасывания малого судна к большому и дать возможность судоводителю
большого судна держать все время в поле зрения малое судно.
На несудоходной реке важно своевременно определять большие глубины в
русле и скорости течения, как это описано в общей речной лоции.
Каналы с трапецнедалыюй формой живого сечения имеют гарантированную
ширину судового хода только в средней части. У берегов такого канала
имеются откосы, где глубина по мере приближения к урезу воды
уменьшается.
На таких искусственных водных путях маломерные суда должны следовать не
по середине судоходного пути, а вдоль берегов, где глубины меньше
гарантийной глубины судового хода.
Ширина этой прибрежной трассы, где должны следовать суда, обычно
достигает ширины 10-12 м от уреза воды, что достаточно для движения не
только однопутного потока маломерных судов, но и для двухпутного потока
с учетом обгона маломерного судна маломерным в пределах этой прибрежной
несудоходной трассы и с учетом требования "Правил плавания по внутренним
судоходным путям", о запрещении обгона с одновременных нахождением трех
судов на траверзе.
При следовании в кильватер маломерных судов на таком канале вне судового
хода расстояние между маломерными судами должно быть не менее 100 м, т.
е. инерционных путей для двух судов. Это необходимо для того, чтобы
обгоняющее маломерное судно после окончания обгона могло включиться в
поток маломерных судов. Причем расстояние между обогнанным судном и
обогнавшим должно быть не менее 50 м, т. е. необходимого инерционного
пути для остановки маломерного судна.