Плавание в узкостях - сложный вид плавания и требует от судоводителя
большого практического опыта. Узкости, как правило, изобилуют
многочисленными надводными и подводными опасностями. Хотя последние
ограждены знаками, но сама стесненность маневрирования в узкостях
требует от судоводителя умелого управления судном, твердого знания
средств навигационного оборудования (СНО), умения ориентироваться в
сложной обстановке и в кратчайшее время принять правильное решение.
Можно различить семь особенностей плавания в узкос-тях прибрежных
морских районов:
1) При подходе к сравнительно мелководным районам, к порту, устью реки
всегда необходимо предварительно изучить весь район и особенно колебания
уровня воды в данном месте под действием ветра, наличие приливов и
отливов, их время действия и высоту, учесть осадку своего судна.
Судоводитель должен точно определить свое место и убедиться, что судно
лежит на верном курсе, не сносится с курса ветром или течением.
2) Во всех случаях судоводитель для обеспечения безопасности плавания
должен пользоваться навигационными береговыми створами, а если их нет,
то использовать находящиеся в створе естественные предметы.
3) При прохождении трудных для плавания участков необходимо использовать
карту или план самого крупного масштаба, на которых подробно нанесены
все опасности и ограждения. Судоводитель должен уметь безошибочно читать
карту.
4) При плавании в узкостях следует всегда идти по правой стороне
указанного фарватера, обеспечивая безопасность расхождения со встречными
судами.
5) Никогда не нужно полностью полагаться на знаки плавучей обстановки,
так как они могут быть снесены со своего штатного места проходящими
судами или штормом. Ориентируясь в основном по береговым предметам,
учитывая извилистость фарватера, следует заранее рассчитывать момент
перекладки руля на новый створ или курс, чтобы не уклониться с
фарватера. При наличии течения нужно править по заданному курсу, а не по
береговому предмету, исключая створы. Необходимо сличать первоначально
принятый курс с пеленгом на ориентир по носу. Если пеленг меняется, то
судно сносится и требуется в компасный курс ввести поправку на снос.
6) При плавании по фарватерам всегда нужно проверять
цвет и характер огней, окраску, местоположение знаков плавучей
обстановки. Характер огней определяется по секундомеру. При огибании
плавучего маяка или стоящего на якоре судна необходимо проходить у него
за кормой, так как неучтенное течение может быть причиной аварии.
По каждому району в лоции даются подробные сведения, необходимые
судоводителю.
Рис. 53. Опасные пеленги
При отсутствии знаков ограждения можно пользоваться <опасными
пеленгами> - они либо указываются в лоции, либо рассчитываются
графически на карте.
Предположим, что судну надо пройти между двумя островами А и В (рис.
53). Судоводитель должен рассчитать момент поворота, с тем чтобы
безопасно пройти линию острова В, не наскочив на банку, находящуюся
севернее его. Проведем линию опасного пеленга 250° от острова А севернее
отмели острова В и пеленг поворота 185°. Тогда судоводитель будет знать,
что надо идти курсом, не пересекающим пеленг 250°, до тех пор, пока
пеленг на край острова В будет меньше 185°. Пройдя пеленг 185°, судно
может лечь на курс 185° и безопасно пройти оконечность острова В.
Плавая по створам, судоводитель должен всегда определять поправку
магнитного компаса на данном курсе, сличая компасный курс по створу с
истинным направлением створа, взятым с карты.
7) При проходе узкостей для удобства ориентирования карту лучше класть
перед собой не по линии NS, а по ходу судна в фарватере, поворачивая ее
соответственно изменяющемуся направлению фарватера.