Определение места судна по береговым предметам,по двум пеленгам одного предмета (крюйс-пеленг)
Этот способ (рис. 48 позволяет определить место по одному предмету,
пеленгуя его на постоянном курсе дважды в разное время и рассчитывая
пройденное судном расстояние за время между пеленгами. Место, полученное
этим способом, называется счислимо-обсерво-ванным. Порядок работы
следующий:
а) берут по компасу первый пеленг на предмет КП, замечая момент времени
по часам и отсчет лага;
б) спустя некоторое время, достаточное для изменения пеленга на угол,
больший 30°, берут второй пеленг этого же предмета КП2, замечая момент
времени по часам и отсчет лага;
в) исправляют первый и второй компасные пеленги поправкой компаса
(дельта)к, находят истинные пеленги ИП1 и ИП2. Истинные пеленги
прокладывают на карте от изображения берегового предмета до пересечения
с линией курса судна КК1
г) определяют в милях пройденное судном расстояние за время между первым
и вторым пеленгами по лагу, а если лага нет, то по скорости хода и
времени;
д) полученный путь судна за время между пеленгами откладывают по курсу
судна КК1 oт точки В. Предположим, что этот путь равен отрезку ВС
е) из точки С проводят линию, параллельную первому пеленгу Р\А, до
пересечения со вторым пеленгом. Получим точку М, которая и будет искомым
счислимо-обсервованным местом судна в момент взятия второго пеленга;
ж) около точки М наносят небольшой треугольник, которым принято
обозначать счислимо-обсервованное место, ставят момент по часам, отсчет
лага и прокладывают исправленный курс судна МК2 уже из полученной точки.
Рис. 48. Определение места судна способом
крюйс-пеленга
Имеется несколько частных случаев крюйс-пеленга, из которых опишем
один. Идя заданным курсом, пеленгуют предмет, когда он придет на
курсовой угол 45°. Замечают время и лаг. Второй раз замечают время и
лаг, когда предмет пройдет на траверз (КУ=90°). Так как курс и два
пеленга образуют прямоугольный равнобедренный треугольник (оба угла у
гипотенузы равны 45°), то расстояние до предмета в момент траверза равно
расстоянию, пройденному судном между пеленгами. Проложив линию второго
пеленга перпендикулярно линии курса и отложив по ней пройденное
расстояние, получают место судна без излишних графических построений.