Чтобы правильно выбрать и наметить безопасный путь судна,
судоводитель должен уметь хорошо читать карту. Для этого надо твердо
усвоить все обозначения, знаки и сокращения, нанесенные на карту. Если
судоводитель-любитель их еще не изучил, то у него под рукой должны быть
изданные типографским способом условные обозначения (см. стр. 339).
Чтение карты начинают с общего ознакомления с изображенным на карте
районом. Необходимо внимательно прочесть заголовок карты, все надписи и
замечания. Над верхней рамкой карты, у левого края, указывается название
бассейна, озера, моря, водохранилища. Внутри рамки в одном из углов
напечатано:
- название района, охваченного данной картой;
- численный масштаб карты;
- величина магнитного склонения;
- год, к которому приведено показанное на карте магнитное склонение;
- величина годового уменьшения (или увеличения) магнитного склонения.
Под нижней рамкой карты даны даты ее издания, большой и малой корректур,
которым подвергалась карта.
Вне рамки, на всех четырех углах, имеется номер карты.
После общего ознакомления с картой переходят к изучению береговой черты
с ее особенностями: мысами, заливами, бухтами, отмелями, а также находят
устья рек, в которых можно пополнять запасы пресной воды. Изучив
береговую обстановку, начинают внимательное и последовательное изучение
рельефа дна и навигационных опасностей, находят и изучают приметные
ориентиры и средства навигационного оборудования. Наконец изучают
встречающиеся на пути порты, гавани, бухты и подходы к ним на случай
укрытия от штормовой погоды.
По характеру берегов определяют возможность подхода к ним, оценивают и
уясняют, где они находятся и какие опасности имеются вблизи берегов. У
обрывистого берега почти всегда глубоко, а отлогие берега часто имеют
подводные препятствия, выходящие далеко в море. Изучая рельеф дна,
необходимо помнить, что плавное изменение глубин указывает на
благоприятный характер морского дна, а резкое - на хаотический рельеф
дна, и при редком промере можно ожидать встречи с необозначенной
подводной опасностью. Следует обращать внимание на частоту нанесенных
глубин, линий изобат, отметок о затонувших судах, районах запретного
плавания и т. д. Изучая карту, нужно также определить, насколько полно
обеспечен данный район средствами навигационного оборудования и какими.
Необходимо подробнее ознакомиться с пунктами захода судна (в порт, устье
реки, бухту).
Хорошо изучив район плавания по карте, судоводитель во время похода
будет быстро и безошибочно находить те пункты и ориентиры на карте,
которые он наблюдает на местности с судна.