Судоходным каналом называется гидротехническое сооружение с
искусственно созданным судоходным руслом для связи рек, озер,
водохранилищ и морей. Судоходные каналы могут быть соединительные,
подходные и обходные, а также шлюзованные и открытые нешлюзованные.
Соединительные каналы связывают обычно бассейны двух различных морей,
рек или озер. Например, Волго-Донской канал имени Ленина соединяет реки
Волгу и Дон Беломорско-Балтийский канал - Белое море с Балтийским,
'канал имени Москвы - реку Волгу с Москвой-рекой.
Канал им. Москвы
Подходные каналы обеспечивают подход судам с основного судоходного
фарватера моря, озера, реки к причалам населенных пунктов и предприятий.
Обходные каналы предназначены для обхода озер и рек, в которых плавание
затруднено из-за частых штормов, порогов и т. п. Так, существуют каналы
в обход порогов Дуная, Приладожский и Прионежский каналы и др.
Шлюзованные каналы соединяют водные бассейны с разными горизонтами воды,
поэтому на канале делаются судоходные шлюзы. К шлюзованным каналам
относится большинство каналов внутренних водных путей СССР.
Открытые нешлюзованные каналы соединяют водные бассейны с одинаковыми
уровнями воды. Чаще всего это морские каналы.
Большинство открытых каналов проложено по естественным глубинам,
например, Архангельский, Херсонский, Волго-Каспийский, Днепро-Бугскнй
морской канал на подходах к Николаеву на Буге и т. д. Некоторые открытые
каналы по всей длине или на отдельных участках ограждены искусственными
насыпями - дамбами, например, Ленинградский, Калининградский и
Ждановский каналы. На последних двух каналах дамбы устроены только с
одной стороны. Поперечное сечение каналов может быть разнообразным:
трапециевидным, ложбинообразным и т. п.
Обычно ширина судоходных каналов рассчитана па двустороннее движение по
ним, по в отдельных местах, в частности на поворотах, каналы могут иметь
ширину большую, чем основные прямые участки. Ограниченная ширина делает
управление судном на канале близким к речному. Управление судном на
шлюзованных каналах осложняется не только стесненностью судового хода,
но значительным числом гидротехнических сооружений и выложенных камнем
откосов.
Плавание маломерных судов по шлюзованным каналам с большим и оживленным
судоходством осложняется возможностью присасывания этих судов к другим,
большим по водоизмещению, при' расхождении (см. 47, 48). Кроме того,
волна, образованная крупными и быстроходными судами, отраженная от
каменных берегов каналов, создает толчею и легко сбивает малое судно с
курса. Составы на изгибах канала и на прямых участках при ветре идут
так, что начало состава находится у одного берега, а окончание
толкаемого состава у противоположного. Обогнать такой буксирный состав в
канале часто невозможно в течение продолжительного времени. На каналах
особенно сильно ощутим даже небольшой ветер, который затрудняет
расхождение судов при встрече и обгоне.
Если канал относится к внутренним водным путям, то выставляется
судоходная обстановка для искусственных водных путей; если капал
морской, выставляется морское навигационное оборудование.