Ориентирование и выбор курса, определение фарватера по берегам
Берега реки и их контуры - основа ориентирования при выборе курса.
Для судов с осадкой, близкой к гарантированной глубине, фарватер .в
русле реки в зависимости от очертаний русла в плане проходит, как
правило, по стрежню, т. е. в плесе вдоль вогнутого берега и по корыту на
перекатах. На прямых участках стрежень обычно проходит по середине
русла, переваливая в изгибах русла от одного берега к другому.
Разнообразные подводные препятствия и неправильности течения могут
изменять это закономерное расположение фарватера по стрежню.
Определение фарватера в выборе курса осуществляется визуально: на глаз
определяется расстояние между судном и искусственным или естественным
ориентирами, расстояние от берега до судна прямо по курсу или за кормой
судна и т. д. По плечам яров определяется начало или конец прямого
участка выпуклости или вогнутости берега, место прижимного течения и
линия стрежня, направление фарватера и переход у плеч яра к вогнутому
берегу, где глубина устойчивая.
Рынок гор - хороший ориентир - указывает, что река меняет
направление, а также место поворота судна и фарватера особенно ночью,
так как рынок гор хорошо выделяется на фоне местности.
Устья рек, речек, оврагов, ручьев ориентируют судоводителя в нахождении
высыпки.
В ясные лунные ночи, ввиду того что вода имеет блестящую поверхность
цвета песков, создается .видимость, что берег и вода сливаются, а тени,
падающие от берегов на воду, уменьшают ширину реки. Наиболее
благоприятны условия ориентирования бывают в лунную, с четкой
облачностью погоду или в ясную звездную безлунную ночь.
Хорошими ориентирами, выделяющимися на фоне местности, являются
отдельные деревья или группы их, места оползней на берегах, постройки
населенных пунктов, гидротехнические сооружения и т. д. Используются эти
ориентиры по-разному. По одним устанавливают место нахождения подводного
препятствия в русле, по другим - точку поворота судна. Зачастую створят
Два ориентира или два приметных места на берегу. Линию створа мысленно
пересекают с направлением на предмет на судне и, соответственно изменяя
угол между этими линиями, определяют новый курс судна.
Ориентиры и приметные места - прицельные знаки, на которые рулевой ведет
судно, определяя уклонение носа судна от заданного курса.
На длинных прямых участках фарватера судно ведут по двум отдельно
расположенным ориентирам, образующим искусственный створ. При этом
рулевой ведет судно, нацеливаясь флагштоком своего судна сразу на два
предмета, что значительно точнее прицеливания на один предмет.
При отсутствии ориентиров впереди по ходу судна можно вести судно по
ориентирам за кормой. Нужно выбрать за кормой два ориентира, обязательно
створящихся между собой. Этот способ особенно важен для
судоводителя-любителя и часто применяется на практике. Высота
любительского судна невелика, поэтому и дальность видимого горизонта
небольшая. Уже говорилось, что плавучие знаки обстановки поздно
открываются взору судоводителя-любителя, а подчас и вовсе теряется их
видимость впереди по курсу. Ориентиры, находящиеся за кормой,
используются и в том случае, если судно ведут против солнца, когда цвета
бакенов и буев плохо различимы, при плохой видимости ночью.
Вести свое судно по ориентирам за кормой следует до тех пор, пока не
откроется видимость на судоходные знаки и береговые ориентиры впереди.
Иногда приходится прибегать к комбинированному ориентированию
(одновременно впереди и за кормой). По ориентирам за кормой можно также
проверить правильность хода, если судоводитель сомневается в точности
расстановки судоходной обстановки по своим штатным местам.
Нельзя забывать, что более заметные надводные части различных
препятствий, как правило, отвлекают внимание от подводных опасностей.