Маломерными судами на морях и реках называют мотолодки, яхты, гребные
шлюпки, катера, боты, в том числе и всевозможные мелкие суда, имеющие
местные названия, не подпадающие под надзор Регистра СССР (на море) и
Речного Регистра (па внутренних водных путях), а также другие суда, не
эксплуатирующиеся на судоходных путях.
Эти суда обычно предназначены для перевозки не более 12 человек,
имеют, как правило, подвесные стационарные моторы. Это суда,
принадлежащие в меньшей мере организациям, а в большинстве своем (более
90%)-лично гражданам.
В соответствии со статьей 19 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР
В личной собственности граждан могут находиться суда валовой
вместительностью не более 10 регистровых тонн, предназначенные для
удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда,
находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для
извлечения нетрудовых доходов. Мощность двигателей, лично принадлежащих,
может ограничиваться решениями исполкомов Советов депутатов трудящихся
там, где это необходимо.
Регистрируются и проходят ежегодное техническое освидетельствование на
годность к плаванию все маломерные суда в порядке, устанавливаемом
законодательствами союзных республик. На все вышеуказанные маломерные
суда, не подпадающие под технический надзор Регистра СССР и Речного
Регистра, после регистрации выдаются судовые билеты.
Регистрация маломерных судов производится по месту постоянного
жительства владельца судна или места нахождения организации. Для
регистрации и получения судового билета нужны следующие документы:
1. Форменное заявление о регистрации.
2. Предъявляются юридические документы, подтверждающие право
собственности на судно и его двигатель.
3. Если судно принадлежит организации, то необходимо иметь
подтверждающее письмо организации с указанием места стоянки и
ответственного за судно.
При изменении владельца судна производится перерегистрация.
При изменении постоянного места жительства владельца судна последнее
вновь предъявляется для регистрации по новому месту жительства владельца
с обязательным снятием его с учета на прежнем месте.
Эти категорические требования по регистрации в одинаковой степени
относятся и к тем индивидуальным владельцам, которые приобрели
маломерные суда, но не поставили их на учет, не имеют удостоверения
судоводителя на право управления ими.
Маломерные суда регистрируются только на одного владельца.
К форменному заявлению о постановке судна на учет прилагаются квитанции
об уплате установленных сборов.
Внесенному в Государственные судовые реестры или судовые книги
маломерному судну присваивается номерной знак (регистрационный номер) в
соответствии с записью в реестре. Судовладельцу выдается судовой билет с
этим же номером.
В РСФСР номер состоит из трех литер русского алфавита и четырех цифр.
Например, МЛА-32-85. Первые два литера обозначают область, край,
автономную республику, а третий литер - район, где судно базируется и
зарегистрировано.
Номер на маломерных судах в Российской Федерации наносится на бортах на
расстоянии от 1/4 длины судна (от форштевня) и на транце. Буквы и цифры
по высоте должны быть не менее 15 см и быть резко контрастными по
отношению к цвету окраски корпуса. При стоянке и на любом режиме
движения но мер должен быть хорошо виден.
Название судна и эмблема могут присваиваться владельцем и наноситься на
борт судна в носовой части впереди номерного знака буквами, менее
контрастными по цвету и меньшими по величине, чем номер. Другие надписи
на борту судна наносить не разрешается.
В некоторых союзных республиках, а также в областях и краях Российской
Федерации предусмотрен порядок, при котором вместе с судовым билетом
выдается номерной знак.
Технический надзор за судами, не относящимися к маломерным судам,
осуществляется па море Регистром СССР, на внутренних путях - Речным
Регистром.
После постройки судна и проведения его испытаний Регистром выдается
удостоверение на годность судна к плаванию (книга судовых документов).
В выдаваемых судовых билетах и в удостоверениях на годность к плаванию
записывается присвоенный судну класс, возможное расстояние удаления от
берега или от укрытий, допустимое для судна волнение, на котором судно
может плавать, указывается и район плавания.
Нормируется и указывается мощность двигателя или тип его, количество
моторов, которое может быть установлено на судне, записываются также
основные размеры корпуса и номер его при заводском изготовлении, тип
двигателя и номер его, наименьшая допустимая высота надводного борта,
нормы снабжения, в том числе спасательными, противопожарными и другими
принадлежностями, судовые устройства и оборудование, нормы
пассажпровместимости, грузоподъемность при различном волнении.
Кроме технического освидетельствования, поднадзорные в техническом
отношении Регистру суда регистрируются на внутренних водных путях в
судовых реестрах судоходных инспекций, а плавающие на море - в судовых
реестрах, хранящихся в морских торговых портах.
Судовые документы во время плавания всегда должны находиться на судне и
храниться в легкодоступном сухом месте. На малых открытых судах их можно
хранить в непромокаемом пакете.
Каждое зарегистрированное судно, принадлежащее государственным
организациям и советским гражданам, имеет право на плавание под флагом
СССР. Суда государственных и общественных организаций могут нести
присвоенный им вымпел или флаг.
Эксплуатация маломерных судов, не поставленных на учет или не прошедших
очередного ежегодного навигационно-технического освидетельствования на
годность к плаванию, запрещается.
При дальних и ближних туристских плаваниях-походах должна быть
маршрутная книжка, выдаваемая маршрутно-квалификационными комиссиями
туристских, водно-моторных, морских и других советов, клубов, секций.