Такелажными работами называются все работы с тросами при изготовлении
такелажа, буксиров, швартовных концов и др. Тросом называется всякая
веревка на судне.
Тросы бывают растительные, стальные и синтетические. Растительные гросы
бывают пеньковые, манильские, сизальские и хлопчатобумажные (рис. 150).
Пеньковый трос может быть бельным и смоленым. Смоленый трос долговечнее,
но немного слабее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки
судна являются пеньковые бельные или смоляные. Растительные тросы боятся
сажи, высоких температур, масел. Если бельный трос в середине светлый,
то качество его хорошее, если имеет коричневый цвет, значит, трос
прелый.
Рис. 150. Тросы: а - трехпрядный и
четырехпрядный тросы тросовой работы; б - пеньковый трос кабельной
работы и его части
Рис. 151. Стальные тросы: а -жесткий; 6 -
полужесткий; в -гибкий; г - бензель
Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок (рис. 151). Имея
большую крепость, чем растительные, эти
тросы более жесткие, а поэтому не так удобны в работе. Чем больше
проволок в тросе, тем он мягче, эластичнее, тем удобнее с ним работать.
За тросами требуется уход: растительные тросы после работы просушивают,
стальные один раз в месяц смазывают тавотом или отработанным маслом.
Кислоты и щелочи портят любые тросы.
Такелажный инструмент используется при работе с тросами (рис. 152). При
помощи свайки пробиваются пряди троса при заделке огонов, соединений
тросов. Драек применяется для обтягивания бензелей, найтовов и
околачивания такелажных огонов и узлов. Мушкель - деревянный молоток для
околачивания тросов. Гардаман - кожаный <наперсток> со стальной или
медной головкой на ладони.
Кроме того, в набор такелажных инструментов входят нож, зубило, молоток
и лопатка.