Если невозможно, особенно во время плавания, определить скорость
судна одним из вышеописанных способов, применяют иной, правда, менее
точный. Нужно на ходу с носа судна бросить в воду временный ориентир -
небольшой кусок дерева и одновременно включить секундомер. Когда кусок
дерева достигнет среза кормы, секундомер останавливают. По измеренному
времени и известной длине судна скорость находят по формуле:
где - скорость судна в узлах;
Vs=2L/t
L -длина судна, м\
t -время прохождения брошенного в воду предмета, сек.
Следует иметь в виду, что чем короче судно, тем больше будет
погрешность.
При определении пройденного расстояния нужно помнить, что перемещение
судна происходит только относительно воды, а не грунта. Ветер и течение
при этом не учитываются, хотя постоянно влияют на скорость движения
судна. Поэтому при ведении прокладки в рассчитанное по скорости
расстояние нужно ввести поправку за счет сноса течением и ветром. Легче
всего это сделать, когда курс судна совпадает с направлением течения и
ветра или противоположен им. При боковых сносах увеличение или
уменьшение скорости будет приблизительно пропорционально косинусу угла
между курсом судна и линиями действия течения или ветра.
Главные причины уменьшения скорости хода судна:
1) мелководье, на котором по мере увеличения скорости резко возрастает
сопротивление воды. Поэтому на мелководье скорость может уменьшаться на
10-15%;
2) ветер и качка. При встречных ветрах и волне, а также при сильных
попутных ветрах, сопровождаемых волнением, скорость уменьшается. При
слабых попутных ветрах скорость незначительно возрастает. Снижение
скорости наблюдается при перегрузке судна, крепе и дифференте на нос. На
волне в моменты, когда винт выходит из воды, судно резко теряет ход;