Судоходная обстановка на внутренних водных путях,
береговые знаки обстановки
Перевальные знаки (рис. 20) выставляют на берегу, в местах, где
фарватер переходит (переваливает) от одного берега к другому, т. е. на
перевалах. Знак представляет собой столб, в верхней части которого
установлен квадратный щит с плоскостью, развернутой перпендикулярно оси
фарватера. Столбы на правом берегу окрашивают полосами белого и красного
цвета, щит - в красный цвет. Столб на левом берегу окрашивают
чередующимися белыми и черными полосами, щит - в белый цвет. Ночью на
столбах правого берега выше щита поднимается трехгранный фонарь с белыми
боковыми стеклами и красным средним (траверзным) стеклом; на столбах
левого берега траверзное стекло зеленое, а боковые стекла белые.
Створы ставят на длинных и прямых участках фарватера, как правило, в
местах перехода судового хода от одного берега к другому. Каждый створ
состоит из двух знаков, которые ставятся на берегу на прямой линии по
оси фарватера. Передний знак створа обычно ставят по высоте ниже
второго.
Пользование створами заключается в том, чтобы вывести судно на линию, с
которой видны оба знака (один за другим). Когда знаки не сливаются, то
говорят, что они растворены. Если задний знак виден справа от переднего,
значит, и судно сошло вправо от створной линии. Простые створы состоят
из двух отдельных знаков типа перевальных столбов, столбы и щиты которых
окрашивают в сплошной красный цвет, если они стоят на правом берегу, и в
белый - на левом.
Рис. 20. Знаки, указывающие направление
фарватера: а-перевальный знак, б - ходовой знак; в - весенний знак
правого берега; г-весенний знак левого берега; д - створы
Кроме простых створных знаков, существуют еще три типа створов,
которые обычно ставят на очень длинных прямых участках фарватера. Каждый
из этих знаков, больших по размерам, состоит из трехгранных, квадратных
или трапециевидных щитов. Плоскость щитов на всех створных знаках
устанавливается перпендикулярно оси фарватера. По вертикальной оси щита
накрашивается полоса, отличная от цвета щита.
Часто встречаются щелевые створы, состоящие из двух передних и одного
заднего знака. Судно находится в ограждаемой знаками полосе, пока задний
знак виден между передними.
На всех типах створов, независимо от берега, где они установлены, ночью
зажигают белые огни - по одному на каждом знаке. В местах скопления
посторонних огней створные белые огни на знаках могут быть заменены
красными независимо от берега. Вместо огней на створных знаках могут
быть газосветные трубки.
Ходовые знаки устанавливаются на том берегу, вдоль которого проходит
судовой ход. Знак состоит из столба, в верхней части которого укреплен
ромбовидный щит с плоскостью, развернутой параллельно фарватеру. Столбы
и щиты ходовых знаков окрашивают так же, как и перевальные знаки.
Ночью на ходовых знаках зажигают на правом берегу красный, а на левом
белый огонь, а в тех случаях, когда огней много, белый огонь на левом
берегу заменяют зеленым или проблесковым белым.
Весенние знаки устанавливаются па высоких берегах. Они служат
ориентирами для судоводителей в период половодья. На правом берегу
устанавливают столбы с решетчатыми круглыми щитами красного цвета, на
левом берегу - столбы с решетчатыми (формы трапеции) щитами белого
цвета. Столбы могут окрашиваться в тот же цвет, что и щиты. В темное
время суток весенние знаки освещаются красными огнями на правом берегу и
белыми огнями на левом.