Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их
геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка
(рис. 6). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные
размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие
одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен
проверять. Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и
высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на
навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости,
устойчивости на курсе и др.
Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные
размерения), соответствующие теоретическому чертежу судна, и габаритные
- наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна.
Рис. б. Главные размерения и сечения корпуса, 1,
2, 3, 4, 5 - сечения по плоскости мидель-шпангоута судов различных типов
Для определения различных качеств судна, а также в повседневной его
эксплуатации учитываются теоретические размерения. В судовождении же
особенно важными являются габаритные размерения. Их обозначения:
Длина (наибольшая) - L
Ширина (наибольшая) - В
Высота борта корпуса - Н
Осадка с грузом - Т
Осадка (без груза) - Т0
Высота надводного борта - (Н - Т)
Длина габаритная - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости
между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна
(фальшборт, штевни, кринолин и т. д.).
Ширина габаритная - расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной
плоскости между внешними кромнами выступающих частей судна в самой
широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).
Осадка габаритная или наибольшая - вертикальное расстояние, измеренное в
плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего
грузовой ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового
киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и
обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при
тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.
Посадка судна - положение судна относительно поверхности воды, которое
определяется:
а) крепом - наклонением судна относительно продольной оси к одному или
другому борту;
б) дифферентом - наклонением судна относительно поперечной оси, т. е. на
нос или на корму.
Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно
сидит на ровном киле.
Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы, в
зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что
судно имеет дифферент на нос или на корму.
Дифферент вычисляется из большей осадки. Например, у форштевня Тф надо
вычесть меньшую осадку у кормы Тк.
Пример: Тф= 140 мм. Тк = 60 мм.
Т = Тф-Тк= 140-60 = 80 мм.
Суда обычно строятся из расчета плавания на ровный киль, но практически
это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза,
людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно.
При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот
осадка судна изменяется за счет плотности соленой воды. В соленой воде
судно имеет осадку меньше, чем в пресной.
Высота борта - вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от
внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы (или до планширя).
Высота надводного борта - разность между высотой борта и осадкой (Н-Т)
является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания -
сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости - высота
надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.
Отношение главных размерений судна характеризует навигационные
(мореходные) качества и маневренные элементы судна.
Отношение длины судна к ширине L/B
характеризует ходкость судна. Для моторных лодок оно находится в
пределах 2,3-3,7; для современных быстроходных глиссирующих 2,3-2,7; для
быстроходных открытых катеров 2,3-3,2; для тихоходных открытых катеров
повышенной мореходности 2,8-4,0; для мореходных катеров 2,3-3,2;
моторно-парусных судов 2,5-3,3; для парусных яхт до 5,0; для байдарок до
6,5.
От отношения у зависит также управляемость судном.
Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько
снижает поворотливость и требует большей площади руля. Н
Отношение высоты борта к осадке H/T влияет на
остойчивость, непотопляемость и вместимость судна, т. е. определяет Н
запас водоизмещения. С ростом отношения H/T
увеличивается парусность судна.
Величина -у для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты
надводного борта колеблется от 2,0 до 4,0. Наибольшее -у имеют
мореходные моторные суда. Для парусных яхт H/T
=4-3.
С увеличением отношения ширины к осадке -у остойчивость судна
увеличивается; с уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость
на курсе.
Чем меньше отношение длины к осадке L/T , тем
маневреннее судно.
Отношение длины судна к высоте борта -у характеризует прочность корпуса
моторного судна. Корпус тем прочнее и жестче, чем больше высота борта
при той же длине. Отношение L/H для маломерных
судов может изменяться от 6 до 8; меньшее значение относится к наиболее
прочным судам с хорошими навигационными качествами.